Сочи-2014: выше только Марс

Никто не спорит, что зимние Олимпийские игры в Сочи постепенно становятся одной из наших национальных идей. И дело не только в эйфории, охватившей полстраны после объявления итогов голосования в далекой Гватемале. Новая Россия сталкивается с мощным вызовом самого амбициозного своего проекта начала третьего тысячелетия. Куда более грандиозного, чем строительство портовых терминалов, газопроводов и ракетоносных крейсеров. Масштабней, пожалуй, только полет на Марс. Но до Марса далеко, а до Олимпиады всего-то семь лет.



Коней на переправе не меняют


И вот тут-то мы подходим к самому интересному. Долго считалось, что работу по материальной подготовке Игр возглавит кто-то из вице-премьеров. Благо сейчас их немало, и есть из кого выбирать. Прецедентом должен был служить опыт еще Олимпиады-80, когда заместитель главы правительства СССР Новиков возглавлял процесс строительства спортивных объектов весь подготовительный период. Многие полагали, что так будет и на этот раз: мол, Александр Жуков или Сергей Нарышкин впрягутся в этот воз и не сдадут поста все семь лет. Станут неразменными вице-премьерами или кем-то в этом роде. Ведь коней на переправе не меняют. Не исключаю, что с течением времени ситуация устаканится именно по такому сценарию. Но пока все представляется куда сложнее.

Аналитики уже заговорили в связи с масштабным формированием проолимпийских органов о возникновении чуть ли не второй властной вертикали. Поводом для таких выводов послужило создание при президенте Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке ХХII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Название нового, фактически государственного, института запомнить непросто. Еще сложнее разобраться в его структуре. Одно действительно ясно - совет во многом дублирует уже действующие властные исполнительные органы. Поскольку текущей работой будет заниматься президиум совета, в который по большому счету, войдут все ключевые министры, а возглавлять президиум будет сам премьер.

Перечисле ние, конечно, нескольких десятков членов новой структуры заняло бы излишнюю газетную площадь. Но нельзя не упомянуть вице-премьера Александра Жукова, который, видимо, всетаки потащит основной ворох проблем, другого вице-премьера, Алексея Кудрина, новоявленного шефа Минрегионразвития Дмитрия Козака, министров - Эльвиру Набиуллину, Андрея Фурсенко. Не говоря уже о главе президентской администрации Сергее Собянине, управделами президента Владимире Кожине, главах ФСБ и ФСО. Все, как видите, очень серьезно. И фактически полный сбор совета в значительной степени может выглядеть даже куда авторитетнее нового правительства- такой сплав кабинета министров и Совета безопасности.

Непонятно даже, должны ли решения столь авторитетной структуры подтверждаться правительственными постановлениями или совет будет руководить по собственному высокому разумению тратой миллиардов долларов и работой десятков тысяч вовлеченных в процесс специалистов, строителей, пиарщиков, исходя из своих постановлений. Естественно, речь не может идти о параллельном правительстве.

Однако масштабы задач требуют оперативного принятия решений, причем решений в самых различных областях.

Представьте себе, что только из казны на сочинские стройки за семь лет будет выделено порядка трехсот миллиардов рублей плюс еще частные инвестиции, которых с каждым годом будет все больше.

Кроме того, никто не снимет с совета ответственности за решение таких кардинальных для успеха Игр вопросов, как, например, обеспечение безопасности в регионе, "за стенкой" у которого не утихают бои местного значения. На повестке дня и распутывание непростого социального клубка, порожденного застарелыми самостроями, самозахватами земли и укоренившейся южной коррупцией. Территории под строительство объектов Олимпиады придется так или иначе освобождать. Притом, что президент призывает действовать мягко и продуманно, а собственники уже закусили удила в предвкушении золотого дождя. Так что возможные выступления, порожденные и напором властей, и эгоизмом собственник ов, придется как-то гасить.

Иными словами, не одним строительством будет жив совет, его решения должны быть не только оперативными, но и в чем-то революционными для нашей страны.

В результате новый орган должен озаботиться столь резонансными проблемами, его деятельность обречена создать прецеденты управленческих решений, столь масштабных и далеко идущих, что их последствия скажутся на ситуации в стране в целом. Не исключено, что мы еще задумаемся, кто более влиятелен и матери истории ценен - кабинет министров или Совет по спорту. И в таком прогнозе нет ни капли преувеличения.

Но основная, как сейчас говорят, "фишка" в другом. Если помните, вначале мы заговорили о несменяемом на все семь лет вице-премьере. Теперь, исходя из прежних прецедентов, можно в теории говорить вообще о несменяемом правительстве, если уж его костяк вошел в орган, отвечающий за подготовку Олимпиады в Сочи. Так что прогноз запланированного долгожительства кабинета, основные действующие лица которого будут работать при следующем президенте и с нынешним премьером, в принципе, подтверждается фактом формирования совета. А переправа-то продлится до 2014 года.



А где преемники?

Самый заметный нюанс нового института заключается в том, что в его составе нет двух самых интригующих публику российских государственных деятелей - Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Оба первых вице, которых громче других прочат в преемники, остались за рамками совета, в котором собрался весь политический бомонд. Их отсутствие особенно контрастно на фоне подчеркнутого присутствия премьера. И не тот случай, чтобы объяснять их неолимпийский статус излишней занятостью в сфере национальных проектов. Так в чем же причина? Возможно, это и есть как раз самое веское доказательство их подготовки для другой миссии. Какой - можно только гадать. Известно к тому же, что, несмотря на все старания лидеров "Единой России", ни Иванов, ни Медведев не вошли в ее предвыборный список. Что также поставило бы крест на их президентских амбициях, по скольку российский грант должен оставаться отцом всей нации, а не ставленником определенных политических сил.

Наш президент должен оставаться вне партий, вне конкуренции. К тому же зачем заранее огород городить? Понятно, что новый президент по должности станет главой совета, притом что практическая работа будет вестись президиумом во главе с премьером. Так что было бы нецелесообразно будущего преемника вводить в состав олимпийского правительства в качестве одного из членов, чтобы потом из недр он поднялся бы в руководители. Излишняя процедура.

К тому же до президентских выборов остается не так много времени, и отличиться на сочинской стройке до всенародного голосования нельзя. Потому пока и участие в работе совета нельзя отнести к весомым электоральным ресурсам.

Вот на будущее масштабный проект может дать возможность кому-то проявить свои недюжинные организаторские способности и превратиться в фаворита президентской гонки-2016. Но до этого еще очень далеко, и в ближайшие месяцы сочинские Игры все еще будут олицетворяться грудой папок с до конца не готовой документацией.



А что же Путин?

Кто-то из коллег высказал мысль, что в будущем Владимир Путин сможет претендовать на пост президента МОК. Идея, конечно, нетривиальная, но стоит в одном ряду с предположением о намерении действующего президента в будущем возглавить "Газпром" или Союзное государство России и Белоруссии. Вряд ли после своей отставки Владимир Владимирович сможет претендовать на влиятельный пост в международных организациях. Международная конфронтационная конъюнктура ныне не та. Сейчас в ход пошла не менее экзотическая фигура речи: мол, Путин после ухода из Кремля возьмет дело Олимпиады в свои опытные руки. Тем более если разговор о его премьерстве не фигура речи.

Конечно, зимняя Олимпиада в Сочи будет напрямую связана с именем Путина, решающее вмешательство которого, его гарантии и обеспечили наш успех в Гватемале. Однако до 2014 года столько воды утечет и в Черном море, и в Москве-реке, что за гадывать не приходится.

Кабинету же министров, который как бы раздваивается, придется параллельно решать две столь же параллельные задачи. Обеспечивать бесперебойное финансирование строительства спортивных объектов в Сочи и начать решительное наступление на бедность. Обе задачи трудны и затратны. Но Олимпиада, напомним, не близко. А зарплаты воспитательницам детских садов необходимо поднять уже сейчас. Равно как и трудовую часть пенсий. А тут еще слабеющий доллар грозит урезать нефтяные доходы и поступления от торговли современной военной техникой.

Словом, перед официальным правительством стоят вполне конкретные задачи, от которых не приходится уклоняться, ссылаясь на задачи "летнего правительства".

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: "Газета "Вечерняя Москва" - новости политики, последние политические новости." на первоисточник обязательна.


Новости
RSS
Краснодарский край
Краснодар
Крупные города
История Краснодара
География и климат
Экономика
История
Администрация края
Обратная связь
Каталог компаний
Транспортное сообщение
Олимпиада 2014






Яндекс.Погода


.