В Сочи снова открывается "Кинотавр"

7 июня в Сочи фильмом Александра Прошкина "Живи и помни" открывается 19-й Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр".

В конкурсной программе представлены 15 работ российских кинематографистов. Жюри фестиваля возглавляет известный режиссер Павел Чухрай.

Из четырех тысяч аккредитованных гостей и участников 800 представляют федеральные, региональные и местные СМИ.

Президент попечительского совета фестиваля и продюсер Александр Роднянский, рассказал корреспонденту Русской службы Би-би-си Марии Бейкер о роли и перспективах фестивального проекта на Черном море.

Би-би-си: "Кинотавр" - это дорогое удовольствие и пока убыточное мероприятие. В прессе мелькали сообщения, что в связи с бешеным ростом цен в Сочи рассматривался даже вопрос о переносе фестиваля на север России. Почему вы решили сохранить "Кинотавр" в Сочи, и каковы перспективы фестиваля как коммерческого проекта?

Александр Роднянский: "Кинотавр" очень трудно назвать "коммерческим проектом" - он никогда им не являлся и, вероятно, еще достаточно долго не будет являться проектом, который был бы способен стать привлекательным с коммерческой точки зрения.

Это очень важное обстоятельство, диктующее мое отношение к "Кинотавру" в контексте всего процесса развития российской киноиндустрии. Что же касается разговоров о переносе фестиваля в другой город, честно говоря, я даже не слышал такого! Это для меня любопытная новость...

Мы проводим 19-й "Кинотавр", и последние 18 лет фестиваль проходит на берегу Черного моря - в городе, который, как и многие города в России, пережил достаточно сложные времена. И вот сейчас, когда Сочи стал столицей Олимпийских игр 2014 года и местом, привлекающим всеобщий бурный интерес, было бы очень странно "Кинотавру", который, по сути, является неотъемлемой частью сочинского бренда, куда-то переезжать!

На фестиваль приезжают несколько тысяч человек. Он дает возможность кинематографистам со всей страны встретиться и достаточно приятно провести время вместе. Это очень важный элемент фестивальной жизни, потому что, как ни странно, именно в таких дружеских разговорах и встречах можно, заразившись амбициями и успехами коллег, или, наоборот, научившись на их горьком опыте, принять важные для себя решения и найти новые идеи. Для фестиваля важна атмосфера, а в Сочи она естественно и легко создается - погодой, морем...

"Благотворительный" фестиваль?

Би-би-си: Значит ли это, что, с вашей стороны, проведение "Кинотавра" - акт культурной благотворительности? Какую роль играет этот проект в вашей профессиональной продюсерской деятельности?

А.Р.: Нет, конечно, это не благотворительность! Во-первых, как и все мои проекты - это просто интересно! Лично мне это мероприятие безумно нравится. Это уникальная возможность посмотреть сразу такое количество фильмов и оценить их в определенном контексте.

Одно из главных достоинств любого крупного фестиваля - что Берлина, что Канн, что Венеции - возможность увидеть концептуально составленные программы и обнаружить некие новые тенденции. Понять что-то про время и про тех людей, которые делают фильмы сегодня, здесь и сейчас. А в нашем случае, на "Кинотавре" - здесь и сейчас в России. К тому же, фестиваль - это прекрасная возможность собрать всех вместе: повидаться в дружеской обстановке с людьми, с которыми вместе учился, работал...

Би-би-си: Выходит, что "Кинотавр" - это такая семейная история. Съезд на летний отдых большого семейства киношников.

А.Р.: Когда-то так это и было, семейная история - приезжало человек 500. А сейчас, с ростом индустрии, в Сочи приезжают несколько тысяч человек.

Би-би-си: Каков бюджет этой "семейной истории" и каков процент государственного участия в проекте "Кинотавр"?

А.Р.: Бюджет "Кинотавра"-2008 составит 5 миллионов долларов, из них государственного участия процентов десять...

Отказ от международного конкурса

Би-би-си: То есть по бюджету "Кинотавр" можно сравнить с крупнейшими мировыми фестивалями, о которых вы уже говорили. Но там государственное участие несравненно выше. Кроме того, сразу же за "Кинотавром" следует Московский международный фестиваль, финансируемый за счет государства. Существует ли конкуренция между Кинотавром и ММКФ?

А.Р.: Я хотел бы подчеркнуть, что "Кинотавр" не ставит перед собой задач выхода на международную арену. Наш фестиваль - был, есть и будет - механизмом продвижения кинематографа на внутреннем рынке. Именно такие задачи стоят перед большинством европейских фестивалей.

Не случайно, к примеру, в Америке практически нет крупных фестивалей - потому что американцам для продвижения собственного кино фестивали не нужны. А вот европейцам, для того чтобы в разноязыкой и многонациональной Европе национальное кино имело шанс быть показанным, обязательно нужны инструменты продвижения, специальные маркетинговые площадки.

Вот так и появились Канны, Венеция и Берлин: они собирают определенные фильмы под определенным углом зрения для того, чтобы ими заинтересовались системы дистрибуторов, владельцев кинотеатральных сетей и те зрительские сообщества, которые пристально следят за происходящим на фестивалях.

С этой точки зрения, "Кинотавр" - важнейший инструмент продвижения российского кино. Четыре года назад, когда мы с Игорем Толстуновым начали заниматься "Кинотавром", российское кино находилось как бы "на старте", в позиции подготовки. Сейчас этот старт произошел - и мы все с интересом наблюдаем за процессом развития.

В последние годы в прокате появилось огромное количество русских фильмов, на которые начал ходить зритель. Фильмы пытаются завоевать внимание аудитории, прокатчиков и "показчиков". И вот, чтобы помочь русским фильмам завоевать свой сегмент российского прокатного рынка, и существует "Кинотавр"!

Любой фильм нашей программы смотрят несколько сотен журналистов и пишут о нем. Трудно себе представить, что в нашей стране, в любых других условиях, авторский, некоммерческий фильм получил бы такое внимание со стороны прессы.

Кроме того, в рамках фестиваля работает кинорынок, где предлагается тысяча наименований - российских, в том числе. Что же касается международного аспекта, то мы с самого начала решили, что на данном этапе не видим места для "Кинотавра" в международной системе распределения кинопроизводства, и закрыли международный конкурс. Потому что, честно говоря, для чего существуют Канны, Венеция и, скажем, Сан-Себастьян, я понимаю, а вот кому и для чего нужен был бы международный кинофестиваль в Сочи - не очень понимаю...

Больше не значит - лучше

Би-би-си: А для чего существует Московский международный фестиваль в его нынешнем формате, вам понятно?

А.Р.: Ну знаете, раньше победа в Москве автоматически означала прокат фильма приблизительно в ста странах, которые так или иначе принадлежали к третьему миру и находились под влиянием Советского Союза. Да и вообще приобретение победившей картины для проката в СССР было интересно и важно для любого продюсера и для любой студии, которые показывали здесь кино.

А сегодня, как вы сами понимаете, победители и участники главного конкурса Каннского фестиваля приобретаются и выходят в прокат во всех основных мировых территориях и их несравненно легче продвигать. Наш сочинский фестиваль, в национальном масштабе, существует как раз для этого.

Би-би-си: В этом году и в конкурсе, и в параллельных программах "Кинотавра" пройдут премьерные фильмы молодых режиссеров, уже проблиставших на европейских площадках. В частности, "Нирвана" Игоря Волошина, показанная в Берлине, и картина Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь", только что отмеченная дипломом жюри "Золотой камеры" в Канне. Вместе с работами опытных мастеров - Учителя, Тодоровского, Прошкина - вы показываете ленты молодых авторов, которых в России практически не знают. Значит ли это, что, приглашая фильмы авторов-дебютантов на "Кинотавр", вы пытаетесь оживить интерес к отечественному "артхаусу" на внутреннем рынке?

А.Р.: Мне кажется, тут дело не в "артхаусе". Главное, что происходит в российском кино сегодня, - это смена поколений. У нас в конкурсе из пятнадцати фильмов - шесть первых картин и три вторых, то есть, в общей сложности, девять дебютантов. Режиссеры, которых вы упомянули - и Германика, и Волошин, и Бакурадзе и еще многие другие - начинали на "Кинотавре", так как они все были у нас со своими короткометражными фильмами. И, конечно же, для нас это особое удовольствие, поскольку сформировалась уже молодая плеяда "кинотаврских" режиссеров, которым фестиваль помог профессионально состояться.

Сегодня мы можем показывать фильмы этих молодых и талантливых людей: фильмы, в которых звучат специфические интонации и понимание нового, сегодняшнего дня. Надо сказать, что отбор на конкурс "Кинотавра" становится все более жестким. В этом году на пятнадцать конкурсных позиций претендовало около 130 фильмов. В России стали делать много кино. Не означает, конечно, что много лучше! Но, безусловно, сегодня отбор в конкурсную программу "Кинотавра" - это свидетельство профессионального качества фильма и признание творческого потенциала автора.

Би-би-си: Как президент фестиваля, вы уже посмотрели все 15 фильмов конкурса или тоже едете в Сочи, чтобы ходить в кино?

А.Р.: Пока я видел чуть меньше половины конкурса. Я намеренно оставляю какие-то картины до Сочи - я все равно буду смотреть все фильмы в кинозале. Мне интереснее смотреть со всеми вместе и стараться испытывать эмоции, которые испытывают наши зрители!


Новости
RSS
Краснодарский край
Краснодар
Крупные города
История Краснодара
География и климат
Экономика
История
Администрация края
Обратная связь
Каталог компаний
Транспортное сообщение
Олимпиада 2014






Яндекс.Погода


.