Семейные ценности в Сочи

На "Кинотавре" началось противостояние "отцов" и "детей" российского кино

В минувшую субботу в Сочи в девятнадцатый раз стартовал фестиваль российского кино "Кинотавр". Вопреки сложившейся традиции, на сей раз фильмом открытия стала конкурсная картина - серьезный и крепко сделанный фильм Александра Прошкина "Живи и помни" - экранизация повести Валентина Распутина. Такое радикальное изменение регламента на фестивале произошло не случайно.

Традиции, как известно, создаются для того, чтобы их нарушать. Но в данном случае, кажется, нарушение имело особый смысл, оно было продиктовано основной концепцией именно этого, девятнадцатого, киносмотра. Фильм Прошкина говорит о преемственности поколений, об ответственности страны за ее историю. Председатель попечительского совета "Кинотавра" Александр Роднянский и генеральный продюсер Игорь Толстунов объяснили, что две трети фильмов, отобранных в этом году, созданы молодыми режиссерами и будут бороться в конкурсе с работами мэтров. При этом фестиваль, так явно ориентированный на молодежь, посвящен столетию российского кино. Отцы и дети борются на одном ринге, и право на эту борьбу было ими завоевано в нелегком бою: директор программ "Кинотвра" Ситора Алиева и члены отборочной комиссии отсмотрели более 130 заявленных на конкурс фильмов и отобрали из них пятнадцать - почти что один к десяти, очень жесткая конкуренция!

Церемонию открытия фестиваля вели актеры Олеся Железняк и Петр Крылов, музыкальное сопровождение обеспечивали Петр Налич и его оркестр. Ведущим были придуманы амплуа. Олеся Железняк развеселила зрителей пояснением, что организаторам "нужна была актриса, которая бы что-то олицетворяла", и ее выбрали за имидж "молодой актрисы со средним образованием". Олеся продолжала церемонию с подчеркнутой робостью и застенчивостью, как то и приличествует молодой и среднеобразованной актрисе. Ее партнер, Петр Крылов, держался более уверенно и твердо, не признаваясь ни в своих кинематографических пристрастиях, ни в уровне интеллекта, создавая контраст стилю партнерши. В целом же церемония могла бы быть поизобретательнее и поинтересней.

Центральным и важнейшим моментом было вручение приза "Кинотавра" за вклад в кинематограф Алексею Юрьевичу Герману. Этому решению зал аплодировал единодушно, стоя. Приз вручал Алексей Петренко, поблагодаривший лауреата от имени всех актеров, которым этот режиссер дал возможность по-настоящему раскрыть и выразить себя в кинематографе. Алексей Юрьевич признался, что этот приз "Кинотавр" уже пытался вручить ему дважды, но он все отказывался, считая, что "зачем это", а вот теперь, на третий раз, - наконец сложилось.

Открытие завершилось достаточно внезапно - фрагментом из "Калины красной", где герой Шукшина признается героине Федосеевой в том, что он так давно не видел свою мать, что теперь, при встрече, одинокая старушка не признала в нем сына. Идея все та же - мы не должны забывать своих родителей ни в искусстве, ни в жизни, - идея абсолютно правильная, но повторенная за один вечер слишком много раз.

Фильм "Живи и помни" Александра Прошкина напоминает зрителю о том же. И хотя основное действие перенесенной на экран повести Распутина происходит в конце войны, но в эпилоге, двадцать лет спустя, опять возникает тема гибнущей русской деревни. История дезертира Андрея, сбежавшего с фронта из-за любви к своей жене Настене, тема пробуждения роковой страсти через нарушение запретов, рассказана авторами с почти нарочитой грубостью и прямотой. Это очень качественное традиционное кино, которому немного не хватает спонтанности. Зато оно сделано в традиции хорошей старой школы, с тщательно выстроенным кадром, с правильным монтажом, с прекрасной игрой актеров - Дарьи Мороз, Михаила Евланова, Сергея Маковецкого, Анны Михалковой. Основные в драматургическом отношении моменты фильма происходят на реке, имеющей в фильме явно метафорическое значение. На реке селятся крестьяне, она кормит даже в голодные годы, но она же и убивает - в ней тонет героиня, забеременевшая от мужа-дезертира, с которым она встречается тайно ото всех, осужденная деревней и семьей, изгнанная из дома. Река дает жизнь, но в то же время - это Лета, это Рубикон, это путь в царство мертвых.

Каково бы ни было отношение к фильму "Живи и помни" у разных зрителей, бесспорно, что Александр Прошкин сказал свое слово твердо и достойно. Теперь в Сочи будут смотреть других. И в первую очередь интересно, что нам покажут "дети".

НАТАЛЬЯ НУСИНОВА, Сочи


Новости
RSS
Краснодарский край
Краснодар
Крупные города
История Краснодара
География и климат
Экономика
История
Администрация края
Обратная связь
Каталог компаний
Транспортное сообщение
Олимпиада 2014






Яндекс.Погода


.